Святейший Патриарх Кирилл и студенты МХПИ у стен Кремля. 

24 мая 2011 года Московский художественно-промышленный институт, по приглашению ассоциации Московских вузов и совета ректоров высших учебных заведений Москвы и Московской области впервые принял участие в торжественной церемонии празднования Дня славянской письменности и культуры.

Это событие имело особую важность в связи с выступлением Святейшего Патриарха Кирилла. Ведь как известно в МХПИ темой всех творческих мероприятий нынешнего сезона была выбрана патриотическая идея Белого движения – «За Веру и Отечество!».

После крестного хода из Успенского собора Кремля к храму Василия Блаженного на Красной площади и молебна святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителем Словенским, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественной церемонии открытия Дня славянской письменности и культуры.

Официальная часть церемонии началась с исполнения пьесы «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского оркестром Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Валерий Полянский). В исполнении Московского синодального хора под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова и оркестра Государственной академической симфонической капеллы России прозвучала «Ода Кириллу и Мефодию».

Затем на сцену, установленную на Васильевском спуске, поднялись Святейший Патриарх Кирилл, руководитель Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкин, заместитель председателя Правительства РФ А.Д. Жуков, министр культуры РФ А.А. Авдеев, мэр Москвы С.С. Собянин.

Среди собравшихся на Васильевском спуске были иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители органов государственной власти Российской Федерации и дипломатических миссий стран православной традиции, участники крестного хода, пришедшего из Успенского собора Кремля, муфтий Москвы Альбир-хазрат Крганов, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган и другие представители традиционных религий России, делегации религиозных, общественных и молодежных организаций, студенты московских вузов, в том числе и учащиеся МХПИ, прихожане храмов г. Москвы.

С.Е. Нарышкин огласил поздравление Президента России Д.А. Медведева с Днем славянской письменности и культуры.
Затем со словом к участникам торжественной церемонии обратился Святейший Патриарх Кирилл.
Также прозвучали выступления А.Д. Жукова и С.С. Собянина.
По окончании официальной части состоялся праздничный концерт.
Прямая трансляция церемонии открытия Дня славянской письменности и культуры велась по телеканалу «Россия-1».

Наши студенты как всегда оказались в центре внимания, не смотря на большое количество коллег из других ВУЗов, появление студентов МХПИ в униформе, вызвало настоящий фурор. Все принялись расспрашивать о нашем ВУЗе, нашей форме и наших символах. Акция имела скрытый исторический подтекст: о былом величии Отечества и ратных заслугах его воинов.

Многие участники празднования интересовались значением этого русского знака, далее мы приводим энциклопедическую справку:


Адамова голова (символ)

Ада́мова глава́ (Ада́мова голова́), Мёртвая голова́ (нем. Totenkopf) — символ смерти и одновременно бесстрашия перед её лицом в виде черепа с костями (обычно белого или серебряного на чёрном фоне). Череп и кости, как наиболее стойко противостоящая тлению, то есть разложению, и в наименьшей степени поддающаяся разрушению органическая ткань, в большинстве древних культур издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа, а не только устрашения, разрушения и смерти.
 Источники символизма
Человеческий череп служил знаком смерти и бренности бытия (см. Memento mori) с античных времён. Череп как самостоятельно, так и в составе сложных композиций является одним из распространённых художественных сюжетов.

Христианские корни

Кровь Христа омывает череп Адама. Распятие Христа.
Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико (3)
Череп с перекрещенными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.
Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например наносится на православную монашескую схиму.

Использование символа в Русской Императорской армии

Знак 5-го Гусарского Александрийского Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка (4)

В Русской Императорской армии символика «смерти-бессмертия» впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся «Смертоносным» или «Бессмертным» полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями. Этот символ, как следует из самого названия полка, (во всяком случае, применительно к русским войскам) использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.
Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале ХХ века для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка. 1-й эскадрон Её Величества 5-го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна»; 2-й эскадрон — значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой».


«Баклановский значок» (5)

«Череп и кости» украшали также тульи фуражек чинов 4-го гусарского Мариупольского полка и черный значок 17-го Донского («Баклановского») казачьего полка. Как пишет «Военная Энциклопедия» Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, «„с оказией“ получил неизвестно от кого, и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок»[1] (как издавна назывались в русской армии «малые флаги»). На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». «Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни»[1].
На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал «скалу, на которую брошена бурка и папаха, из-под папахи выдвинут чёрный „Баклановский“ значок» .
Использование символа во время Первой мировой войны


Знак Корниловского ударного полка (6)

В русской армии период Первой мировой войны эмблема «Адамовой головы» использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую планку, на которой черепами со скрещенными костями отмечать число уничтоженных самолетов: золотыми черепами — десятки, серебряными черепами — единицы. Многие из подобных проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме «мёртвой головы», наложенной на пропеллер самолета.
Этот символ использовался и в ударных частях Русской армии в период революции 1917 года (наибольшую известность получили «Корниловский ударный полк» и «Женская боевая команда (батальон) смерти» Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года), для награждения которых летом 1917 года был даже учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.

Использование символа во время Гражданской войны в России
Ударный отряд (7)

Во время Гражданской войны — в Белой армии — кроме уже упомянутых корниловцев — было сформировано немало и других аналогичных частей: дроздовцы, марковцы, анненковцы, бойцы Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова (Бермондта), отряды атамана Булак-Балаховича, донские казаки-гундоровцы, чины Железной бригады Чехословацкого Корпуса, ударники генерала Гайды, солдаты Сибирской штурмовой бригады полковника Пепеляева и многие другие. В их символике непременно присутствовала «мёртвая голова» — как символ смерти и воскресения, причем та же самая идея нередко выражалась и чёрно-белой цветовой «схимнической» гаммой военной формы белогвардейских частей — на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных щитках, наградах, знаменах, перстнях и нагрудных знаках. Для подчёркивания своего «крестоносно-монашеского» характера, русские белые воины нередко использовали в своей символике белый православный или мальтийский «кавалерский» («рыцарский») крест, а марковцы даже носили на поясе чёрные чётки-лествицы — нисколько не опасаясь соседства христианской символики с «черепом и костями»).
Характерно, что белые сочетали в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть, если надо, самим ради спасения родины (на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти» так и было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины»), а нередко —- и с ликом Христа Спасителя (как на знамени «Женского батальона смерти» Марии Бочкаревой). В то же время на большевистских знаменах «мёртвая голова» всегда присутствовала в сочетании с непременными призывами убить кого-то другого («мировую буржуазию», «врагов трудового народа», «контрреволюционеров», «прихвостней старого режима»).


Красные матросы с флагом «Смерть Буржуям» (8)

«Красный террор» шёл под знаком черепа с костями (сохранилась фотография демонстрации петроградских чекистов под лозунгом: «Смерть буржуазии и её прихвостням, да здравствует красный террор!»). Описывая попытки одесского чекиста вербовать пленных офицеров на советскую службу, старшина Украинской Галицийской Армии Ярич-Запильский подчёркивал: «У него на отвороте тужурки золотой человеческий череп с двумя костями. Это — знак чрезвычайки»

Современное использование символа

У мотогонщиков (байкеров) череп считается символом, приносящим победу. А также символизирует защиту от смерти.

Для МХПИ данный знак символизирует художественно–исторический образ русской христианской культуры, которой помогал на протяжении многих сотен лет оберегать наше Отечество от врагов и как знак силы духа и единения современных россиян. Мы считаем символ изображенный на нашем шевроне «череп и кости» как нельзя лучше подходит к униформе которую мы одели, на чествование святых Кирилла и Мефодия.

Знак «адамовой головы» носили такие величайшие исторические личности как Дмитрий Донской, Илья Муромец и многие другие.

http://www.np-kuzbass.org/readarticle.php?article_id=74

День святых Мефодия и Кирилла, День славянской письменности и культуры
Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия — учителей словенских.

Студенты МХПИ, принимавшие участие:

Берсенев Александр
Вагнер Аня
Гасанов Рустам
Голядкин Иван
Данчук Евгения
Денега Мария
Ершова Даша
Карасева Катя
Кирьянов Емельян
Князев Александр
Козлова Света
Кравчук Дмитрий
Левчук Елена
Медведев Глеб
Миканадзе Омар
Морозов Леша
Пак Оскар
Попова Елена
Ржнев Арсений
Романов Роман
Рытикова Юлия
Скороход Ксения
Смелов Евгений
Смышнов Егор
Соболь Роман
Станиславец Аня
Хочин Сергей


Фотографы:

Богдасарян Артур
Потупов Кирилл

Дизайнер и создатель костюмов – Никулин Сергей (выпускник МХПИ)

Идейный вдохновитель – Егоров А. А. (ректор МХПИ)

Related Posts

Leave a Reply

Your email address will not be published.